Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБОУ "Завьяловская СОШ имени Героя Советского Союза Комарова Г.В."Бугурусланского района Оренбургской области |
|
Информационная безопасность школы В последние годы в школах участились попытки несанкционированного получения информации, в т. ч. персональных данных педагогов и учащихся. Противодействовать такой тенденции можно, создав в образовательном учреждении систему информационной безопасности. Нынешнее столетие характеризуется особенностью перехода от индустриального общества к информационному. В этих условиях тот, кто обладает информацией и умело ее использует, способен оперативно решать поставленные задачи, организовывать работу подчиненных, обеспечивать успешное развитие своего предприятия. Информация и обеспечивающие ее системы и сети являются ценными ресурсами. Собственники информации сталкиваются с возрастающей угрозой нарушения режима безопасности, исходящей из различных источников. Информационным системам и сетям могут угрожать такие опасности, как: компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, хакеры, вандализм, хищение, разглашение конфиденциальной информации и другие виды угроз. В процентном отношении, по различным оценкам специалистов, данные угрозы в среднем распределяются следующим образом:
Анализ состояния дел в области информационной безопасности позволяет сделать вывод, что система мер, обеспечивающая защиту информации, значительно уменьшает возможность ее утечки, несанкционированного доступа, разглашения и потери информации. Главным является обеспечение бесперебойной работы организации и сведение к минимуму ущерба от событий, таящих угрозу информационной безопасности. Тем не менее опыт показывает, что число попыток, направленных на несанкционированное получение информации, не сокращается, а имеет устойчивую тенденцию к росту. Для успешного противодействия этой тенденции необходима стройная и управляемая система информационной безопасности (далее – СИБ). СИБ должна обязательно обеспечивать:
С учетом зарубежного и отечественного опыта обеспечение информационной безопасности осуществляется по следующим направлениям:
При построении системы информационной безопасности решающую роль играет организационная защита. В первую очередь необходимо учесть следующие аспекты:
Следует помнить, что информация существует в различных формах. Ее можно хранить на компьютерах, передавать по локальным сетям и через Интернет, распечатывать на бумажных носителях, копировать, сканировать, а также озвучивать в разговорах. В целях безопасности все виды носителей информации (документы, пленки, магнитные ленты, дискеты, диски и др.), используемые для ее хранения, должны быть надлежащим образом защищены. Очень часто, рассматривая информационную безопасность, путают и отождествляют два понятия: "компьютерная безопасность" и "информационная безопасность". Это неверно. "Компьютерная безопасность" очень важна, но она является только одной из составляющих "информационной безопасности". Какую же работу необходимо проделать образовательному учреждению (далее – ОУ) для обеспечения компьютерной безопасности? Во-первых, целесообразно обеспечить защиту компьютеровот внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.). Решение данной проблемы возможно только при условии, исключающем вывод локальных сетей ОУ на Интернет, либо размещение своего сайта у удаленного провайдера. Во-вторых, необходимо иметь как минимум два сервера. Наличие хороших серверов позволит протоколировать любые действия работников ОУ в вашей локальной сети. В-третьих, необходимо установить строгий контроль за электронной почтой, обеспечив постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. Нелишним будет установка соответствующих паролей на персональные ЭВМ, а также определение работы с информацией на съемных носителях ЭВМ (дискеты, диски). И самое главное, класс информатики не должен быть подключен к локальным сетям ОУ. В дальнейшем могут быть применены и аппаратные средства защиты информации, в т. ч. и ПЭВМ. В свою очередь, ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях по защите информации" определяет порядок защиты информации. В соответствии с данной статьей защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер. Меры должны быть направлены на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации. Кроме того, определяется и ответственность граждан за защиту информации. Так, п. 5 ст. 9 Закона № 149-ФЗ гласит: "Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению такой информации". Такая обязанность возлагается Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ), гл. 14 которого определяет защиту персональных данных работника. В соответствии со ст. 90 ТК РФ: "Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами". Для развития данных положений в РФ 27.07.2006 принят Федеральный закон № 152-ФЗ "О персональных данных", который вступил в силу с 1 января 2008 г. Его основной целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в т. ч. защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Статья 3 данного закона определяет: "Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или неопределенному на основании такой информации лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация". Оценивая законодательную базу, следует обратить внимание, что к объектам информационной безопасности в Минобрнауки России, региональных министерствах (департаментах) образования, муниципальных органах управления образованием и в ОУ относят:
Таким образом, можно сделать вывод, что информационная безопасность является одним из составных элементов комплексной безопасности ОУ. Уже сегодня назрела необходимость рассматривать ее как одну из основных составляющих безопасности ОУ. Учитывая изложенное, под информационной безопасностью ОУ следует понимать состояние защищенности информационных ресурсов, технологий их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности. Построение системы информационной безопасности ОУ происходит следующим образом. На первом этапе определяется, что подлежит защите. На втором этапе выявляются возможные каналы утечки информации и определяются возможные угрозы информационным системам. Далее вырабатываются меры по защите информации и технологических систем. На основе выработанных мер защиты разрабатываются нормативно-правовые документы, регламентирующие информационную безопасность. В последующем организуется контроль за соблюдением установленных правил. При таком подходе система информационной безопасности будет направлена на предупреждение угроз, их своевременное выявление, обнаружение, локализацию и ликвидацию. В целях обеспечения информационной безопасности и ее организации, на основании законодательных документов, в ОУ следует разрабатывать соответствующие нормативно-правовые акты. Правовые нормы обеспечения информационной безопасности в конкретном ОУ фиксируются в учредительных, организационных и функциональных документах. Требования обеспечения информационной безопасности отражаются в уставе (учредительном договоре)в виде следующих положений:
Такие требования дают право администрации ОУ:
К организационным и функциональным документам следует отнести:
Данный перечень документов не является исчерпывающим. В зависимости от особенностей, специфики и характера ОУ он может быть расширен и дополнен. Кроме того, должен быть определен порядок допуска сотрудников ОУ к информации. Такой допуск предусматривает:
Как показала практика, при проверке организации системы информационной безопасности, как правило, отмечаются следующие недостатки:
Самым серьезным недостатком в организации информационной безопасности является отсутствие взаимопонимания между теми, кто обеспечивает информационную безопасность, и теми, кто пользуется данной информацией. Нередко пользователи информации нарушают порядок обращения с ней и не соблюдают требования нормативно-правовых документов, регламентирующих информационную безопасность. Решение данной проблемы возможно только при соблюдении принципов информационной безопасности, постоянной требовательности по соблюдению конфиденциальности со стороны руководителя ОУ. С учетом этих недостатков для обеспечения информационной безопасности в ОУ требуется проведение следующих первоочередных мероприятий:
Реализация данного комплекса мер вносит кардинальные изменения в организацию работы с информационными ресурсами и технологиями, а также делопроизводства, в т. ч. и по вопросам безопасности. При таком подходе, основными составными задачами делопроизводства станут: документирование информации, учет документов, организация документооборота, обеспечение надежного хранения документов, своевременное их уничтожение, проверка наличия хранящихся документов, контроль за своевременным и правильным их исполнением. Необходимо помнить, что не на всяком документе имеется гриф "Для служебного пользования" ("Ограниченного пользования"), однако это не означает, что такой документ не представляет никакой ценности. Не бывает важных или не очень важных документов. Самый малозначительный, на первый взгляд документ, при определенных обстоятельствах может оказаться чрезвычайно важным. Организация вышеперечисленных мероприятий позволит избежать непредвиденных ситуаций, путаницы и неразберихи. Следует отметить, что при организации делопроизводства необходимо выявить и учесть все возможные каналы утечки информации. Наиболее характерными каналами утечки информации для ОУ могут стать разглашение, хищение и несанкционированный доступ. Учитывая эти аспекты, систему организации делопроизводства можно представить в следующем виде:
Уничтожать документы можно с помощью уничтожителя бумаг, или сжиганием. В обязательном порядке нужно составлять об этом акт, подписываемый комиссией, назначенной приказом руководителя ОУ. Для облегчения контроля все документы следует разделить на две группы: для общего пользования и для служебного пользования (ограниченного пользования). Документам каждой категории необходимо присвоить свой гриф. Это можно сделать при помощи штампов, специальных отметок или цветового выделения (для общего пользования – зеленый цвет, для служебного – красный). При присвоении соответствующего грифа соблюдаются определенные правила, которые необходимо учитывать в своей работе:
В ходе использования, передачи, копирования и исполнения документов также необходимо соблюдать определенные правила:
Для организации делопроизводства приказом руководителя ОУ назначается ответственное лицо. Делопроизводство ведется на основании инструкции по организации делопроизводства, утвержденной руководителем ОУ. Контроль за порядком его ведения возлагается на ответственного за информационную безопасность. Контроль за выполнением требований по организации делопроизводства осуществляется в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности документов, выявления недостатков, их устранения, установления причин таких недостатков и нарушений и выработки предложений по совершенствованию системы делопроизводства. Огромную помощь в повышении информационной безопасности может сыграть ее аудит. Проведение независимого аудита позволяет выявить уязвимые места, возможные каналы утечки информации, объективно оценить режим информационной безопасности. Грамотно проведенный аудит информационной безопасности позволяет добиться максимальной отдачи от средств, инвестируемых в создание и обслуживание системы безопасности ОУ. Таким образом, обеспечение информационной безопасности ОУ в современных условиях становится одним из основных видов его деятельности. Без использования новых подходов, поиска современных форм и способов обеспечения безопасности ОУ решить эти задачи невозможно. Нормативные документы
А.А. Парфенов, |
|
МБОУ " Завьяловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Комарова Г.В... |
Сайт создан в системе uCoz |